отношения семья дети красота здоровье питание рецепты дом дача выходные отпуск, журнал для женщин, путешествия, здоровый образ жизни

Достопримечательности Турции: Церковь Святого Николая в Демре


Агент по туризму и страхованию. Главный редактор сайта.

Большее число российских туристов во время своих приморских каникул на туристических курортах Анатолии посещает базилику Святого Николая, которая находится в современном городке Демре на юго-западе Турции. Из этой статьи вы узнаете, чем прославился Николай Чудотворец, где он жил и служил, о церкви, построенной в его честь, о современном музее и памятниках святому, о международной борьбе за его мощи.

Церковь Святого Николая в Демре

В статье вы найдете несколько определений религиозных, исторических и географических терминов. При написании статьи были использованы разные источники, любительские и профессиональные фотографии, перечисленные в конце.

VI век

Храм Николая Угодника в Мире была построена в 520 году нашей эры после его смерти (345 г.) и в его честь на фундаменте старой христианской церкви, где он служил епископом.

План базилики святого Николая в Мирех Ликийских, взятый из описания его жития.

Де́исус (греч. δέησις — прошение, моление), или Деисис — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трёхфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Дохристианские фрагменты сооружения свидетельствуют о том, что еще раньше на этом месте находился языческий храм богини Артемиды Элевтеры. Из одних источников можно узнать, что он был разрушен во время землетрясения. По другим — храм был разрушен самим епископом Николаем, который рьяно боролся с язычеством.

Слева виден Алтарь богини Артеми́ды (др.-греч. Ἄρτεμις) — в древнегреческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности, покровительница охоты. У римлян отождествлялась с Дианой. Место жертвоприношения. Сегодня туристы бросают в алтарь монеты: одни, чтобы вернуться еще раз, другие просят семейного счастья. Церковный двор. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Источник святой воды античного периода находится в церковном дворе. Фото: Василий Никитский. 2017 г.

Дохристианские надписи на колонах в церкви Св. Николая (Демре, Турция). Фото: Василий Никитский. 2017 г.

Надписи на стене, вероятно, оставшиеся со времен действия языческого храма богини Артемиды. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

В 529 году после мощного землетрясения византийский император Юстиан восстановил храм. В исторических записях есть сведения, что гробница Святителя — мраморный саркофаг уже существовала в это время. Сегодня он огражден стеклом.

Саркофаг Святителя Николая. На его мраморной крышке расположена скульптурная композиция: мужчина и женщина. Но разглядеть ее в сумрачном помещении непросто. Считается, что барельефы не несут какой-либо религиозный смысл.  У мраморного саркофага разломана боковая поверхность. Видимо, при похищении святых мощей было принято решение разбить более тонкую перегородку. Возможно, открыть верхнюю массивную крышку гробницы оказалось сложнее. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

VII-VIII вв

У местности вокруг современного Демре очень непростая история: власть неоднократно переходила от христиан к мусульманам и наоборот. Естественно, при религиозных конфликтах страдали и верующие, и их святыни.

Церковь Святого Николая в Демре

Древнее Ликийское государство. Изображение: Bibi Saint-Pol. 2016 г.

Во время длительных набегов арабов и кочевников-сарацинов Ликия, в частности, ее столица Мира, были разрушены. А церковь вместе с гробницей Николая оставались запущенными.

Нынешнее здание церкви в честь Николая Мирликийского не сохранило ничего от первоначального – крестообразная базилика (бази́лика; греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом» — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа: 1, 3 или 5 различных по высоте нефов) построено около VIII века. Самые старые фрагменты относятся к VI веку.

В 792 году арабский халиф, правитель Аббасидского халифата Харун ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу Святителя Николая. Однако вместо неё он взломал другую, стоявшую рядом. По легенде, едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты.

По одной из версий святые мощи Николая Чудотворца первоначально покоились в этом каменном резном гробе с нанесенным рисунком из чаек и вырезанной рыбьей чешуей — символами моря (Св. Николая почитают как покровителя моряков). Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

В церкви находятся несколько ниш с гробницами местных священнослужителей. Какая из них принадлежит Св. Николаю доподлинно не известно. Фото: Василий Никитский. 2017 г.

XI век

Церковь неоднократно разрушалась во время арабских набегов, особенно сильные разрушения пришлись на 1034 год. Храм восстановили и обнесли стенами в период правления византийского императора Константина IX Мономаха и императрицы Зои Порфирородной в 1042 году. Базилику преобразовали в монастырь.

Большая часть фресок в северо-восточной антуражной аркаде датируется XII веком. Многие из них повествуют о жизни Христа.

Икона «Благовещение» относится к евангелию (Лк. 1: 26-39): объявление архангела Гавриила Деве Марии, что она забеременеет и станет матерью Иисуса, Сына Божьего. Мария удивленно подняла правую руку. В византийской иконографии синяя одежда и красная вуаль — это типичное платье Пресвятой Богородицы (Марии). Синий, является символом как земного, так и небесного, красный — символом вечной жизни, и в то же время цвет крови и мучений. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Благовещение. Архангел Гавриил сообщает Деве Марии, что она родит Сына Божьего. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Икона Святой Евхаристии: Христос предлагает своим ученикам свое Тело есть в виде хлеба и его Кровь пить в виде вин. Также называется: Божественная литургия. Во время иудейского праздника Пасхи Иисус учредил вечерю Господню. В тот вечер «Он возлёг с двенадцатью учениками» [Мф 26:20]. Во времена Иисуса в Палестине было принято занимать лежачее положение вокруг стола. Кстати, предполагается, что Апостолы были босыми во время той пасхальной трапезы [Ин 13:5]. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Евхари́стия, Свято́е Прича́стие, Ве́черя Госпо́дня, в различных течениях христианства толкуется как таинство, священнодействие, обряд. Заключается в освящении хлеба и вина особым образом с последующим их употреблении. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Вечеря Господня - ночь, предшествующая смерти Иисуса. Согласно синоптическим евангелиям, это произошло в канун празднования Пасхи. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Во время пасхальной трапезы Иисус сказал Апостолам, что один из них предаст Его: «и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». (Мф 26:21). «Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» (Мф 26:22). Внимательный зритель увидит на фреске Иуду, отвернувшегося от Христа. Фото: Василий Никитский. 2017 г.

Фреска с изображением Архангела Михаила расположена в верхней части арки над надписью «Распятие». Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Ангелы в поклонении, на арке слева от «мучительного Аида». Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Под аркой: икона «Распятие». Слева от распятого Иисуса стоят святые женщины с Девой Марией; справа Св. Иоанн Богослов — один из две­на­дца­ти апо­сто­лов, еван­ге­лист и римский легионер Лонгин (Гай Кассий Лонгин был центурионом или сотником. Это звание в римской армии носили те, кто командовал военным подразделением – центурией. Согласно христианскому преданию, Лонгин присутствовал при казни Иисуса Христа и поразил его бок своим копьем. Как гласит Священное Писание, как только Мессия испустил дух, начали происходить странные события: «…и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27:51–52). Увидев это, Лонгин сказал своим воинам: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39). С его именем связано и еще одно предание: согласно христианской традиции, молитва Лонгину помогает исцелиться от глазных болезней. Некоторые авторы указывают, что центурион якобы страдал катарактой, но, когда кровь Христа брызнула ему на глаза, Лонгин чудесным образом исцелился. После этого он принял христианство и стал проповедником, до самой смерти прославлявшим Сына Божия). На арке: (слева) Иисус приглашает мученика на Небеса; (справа) святые воины; (в верхней части) архангел с медальоном. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Более семи веков нетленные мощи Святителя Николая находились а Мирах. В связи с постоянной угрозой разорения турками-сельджуками святыни итальянцы давно мечтали перевезти мироточивые останки в Италию. Осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. В 1087 году итальянские и венецианские купцы отправились торговать в Антиохию в надежде, что на обратном пути смогут забрать святые мощи и перевезти их на родину. Первыми до храма Николая Угодника добрались барийцы (итальянцы). В тот момент святыню охраняли только четверо монахов. Узнав о намерениях чужаков, они хотели позвать на помощь жителей города, но были связаны и не смогли оказать сопротивление. Барийцы взломали саркофаг и увидели, что он переполнен священным миром. Они стали извлекать из благоухающей жидкости святые останки и, не имея достойного саркофага, завернули их в простую верхнюю одежду. В спешке купцы перенесли драгоценный груз на корабль и отплыли.

Сразу по прибытии святыни в Бари здесь стали происходить чудесные исцеления людей, прикасающихся к мощам. Для всех горожан это было незабываемое событие, празднование которого стало ежегодным. В благодарность Чудотворцу жители итальянского города возвели базилику в честь святого и поместили его останки в серебряную раку, украшенную драгоценными камнями.

Существует и другая версия этого события. В 1087 году одному благочестивому священнику итальянского города Бари во сне явился Святитель Николай и сказал, что не хочет, чтобы его останки оставались в пустыне. Именно после этого была снаряжена экспедиция в Миры, откуда мощи святителя (65%) были с почестями доставлены в Бари на юго-восток Италии, где и находятся по сей день.

Спустя девять лет часть мощей (20%) похитили венецианцы. Небольшие фрагменты челюстей и черепа хранятся в Музее археологии в Анталье.

Если вам повезет с гидом, вы узнаете захватывающие истории о международной борьбе за мощи Николая Угодника.

Мощи Св. Николая экспонируются в музее Антальи

В результате землетрясений река Мирос повернула вспять, а церковь заполнилась илом и была похоронена.

Центр Св. Николая в Демре (Турция) находится ниже современного города на пятнадцать — двадцать футов. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Грунт под церковью просел, и сама она на треть ушла под землю.

Чтобы попасть внутрь храма приходится спускаться, а не подниматься, как это привычнее для нас. Фото: Василий Никитский. 2017 г.

XIX век

Немало времени прошло, прежде чем обнаружили церковь. В 1850 году развалины посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на восстановление базилики. На собранные средства, была выкуплена территория храма у Османского правительства и восстановлена часовня. В то время Российская империя стала оплотом христианства и русский царь Николай I реконструировал церковь в 1862 году, добавив башню и другие изменения. Восстановление проходило на средства, пожертвованные домом Романовых и других православных верующих. (Это версия гидов и ее вы найдете на информационном стенде и многих сайтах. Но, императором России в это время был Александр II, годы правления 1855—1881 гг. Вероятно, туркам, заботящимся о развитии туризма и самим туристам нравится мысль, что церковь восстановил тезка святого император Николай I. Возможно, церковь была восстановлена раньше в годы царствования Николая I — 1825—1855 гг.).

Еще один вариант предполагаемого места захоронения Николая Угодника. Над гробницей находится каменная панель, где по заказу царя Николая I вырезан тропарь Святого Николая. Фото: Василий Никитский. 2017 г.

Надпись на мраморной крышке сделана на старорусском языке (кириллица). Тропарь, глас 4-й святителя Николая: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей Истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим». Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Резчик, высекавший надпись на камне, плохо знал русский алфавит. Поэтому тропарь содержит грамматические ошибки. Об этом есть упоминание на информационной доске рядом с гробницей. Почему-то гиды любят обращать на это внимание.

Начало Крымской 1853—1856 гг., а затем и Русско-Турецкой войны 1877—1878 гг. осложнили политическую ситуацию, и, несмотря на все усилия, реконструкция была прекращена.

XX век

Следующие раскопки и реставрация были продолжены только в 1956 году. Активное восстановление церкви началось только ближе к девяностым годам двадцатого столетия.

Обратите внимание на своеобразную форму коротких столбов, которые часто используются в ранневизантийской религиозной архитектуре 5-6 в. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Церковь считается третьей по важности в архитектуре византийской Анатолии. Она отмечена замечательными стеновыми, потолочными и напольными фресками, ее архитектурным и религиозным значением.

Внутренний двор церкви Св. Николая. Справа видно алтарь богини Артемиды, источник воды; слева - складированы фрагменты здания: плиты, колоны, уступы. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Ниже представлены фрагменты здания, аккуратно собранные в церковном дворе. Фото: Василий Никитский, 2017 г. и Dick Osseman, 2011—2012 гг.

Фрагменты сооружения собраны и складированы в церковном дворе.

Мы стоим в экзо-нартексе: за первым дверным проемом находится нартекс, а за ним-сама церковь. Нартекс — притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенная между атриумом (если он был) и наосом византийского храма. Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то: оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Потолок в нартексе перед главным входом в церковь. Маленькие своды украшены фресками, изображающими Вселенские соборы Христианской Церкви (Экуменические до Великого Раскола 1054 года, когда Римские церкви и Константинополь разделились). В восточной православной традиции их было семь: Никея I (325 г. н.э.; в Никейском Вселенском соборе принимал участие архиепископ Николай), Константинополь I (381), Эфес (431), Халкидон (451), Константинополь II (553), Константинополь III (680) и Никея II (787). На арках между ними: фрески с ликами святых. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Типичная раннехристианская византийская апсида с полусферическим-полукуполом в Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Пять апсид Успенского собора Московского Кремля Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида, как правило, представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Северо-восточная антуражная аркада содержит фрески XII века чудесных эпизодов жизни Николая Мирликийского.

Вселенский собор Христианской Церкви в Никеи I (325 г. Справа император Константин I (Великий) и святой Николай, где он решительно восстал против ереси Ария и «ударил по щеке». Арий (греч. Ἄρειος; 256—336, Константинополь) — один из ранних ересиархов, основоположник арианства. Ариа́нство — одно из ранних течений в христианстве в IV—VI веках н. э., утверждавшее начальную тварность Бога-Сына, позднее — неединосущность его с Богом-Отцом (отрицания веры в Единого Бога и отвергающих концепцию «триединства Бога» — Троицы). Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Ангелы, несущие недавно ушедшую душу младенца, вероятно, один из них святой Николай. Фрески, изображающие жизнь святого Николая и легенды о нем, в аркаде церкви в северо-восточном проходе, относятся к XII веку. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Во время, когда святой Николай был уже епископом Мир, в царствование императора Константина I во Фригии вспыхнул мятеж. Для усмирения мятежа царь послал туда войско под начальством трех военачальников: Непотиана, Урса и Ерпилиона. Отплыв от Константинополя, они остановились в гавани Андриаке (Адриатский берег) около Мир.

Во время стоянки некоторые воины, выходя на берег для покупки необходимого, многое брали насилием. Местные жители озлобились, и между ними и воинами начались раздоры и вражда, приведших к столкновению у так называемой Плакомы. Узнав об этом, святитель Николай решил прекратить беспорядки. Прибыв туда, он стал убеждать вое­на­чаль­ни­ков держать своих воинов в повиновении и не позволять им притеснять людей. Тогда воена­чаль­ни­ки наказали провинившихся воинов и усмирили волнение.

В это время к Святителю Николаю пришли несколько граждан Мир Ликийских, прося его защитить оклеветанных трех мужей их города, которые, в отсутствие епископа Николая, были осуждены на смерть правителем Евстафием. Тогда Николая в сопровождении воевод отправился спасать осужденных. Достигнув места казни, он увидел, что осуждённые мужи уже преклонились к земле и ожидали удара меча палача. Тогда Николай Чудотворец вырвал меч из рук палача и освободил осуждённых.

После этого вое­на­чаль­ни­ки отправились во Фригию, чтобы исполнить данное им царское повеление. Подавив мятеж, они возвратились домой. Царь и вельможи воздали им хвалу и почести. Однако, некоторые вельможи, завидуя их славе, оклеветали их перед префектом претория Востока Аблабием, дали ему денег и говорили ему, что воеводы готовят заговор против царя. После того как префект Аблабий донёс это царю, последний без расследования велел заключить воевод в темницу. Клеветники боялись, что их клевета станет известной, поэтому стали просить правителя Аблабия осудить воевод на смерть. Правитель согласился и, отправившись к царю, уговорил императора казнить воевод.

Так как был вечер, то казнь была отложена на утро. Темничный страж, узнав об этом, сообщил воеводам. Тогда воевода Непотиан вспомнил о Святителе Николае, и они стали молиться святому избавить их. В ту же ночь Николай Угодник предстал во сне перед царем и сказал, чтобы он освободил оклеветанных воевод и пригрозил ему смертью, если он не исполнит просимое. В ту же ночь святой явился и к префекту Аблабию и возвестил ему то же, что и царю. Отправившись к царю, правитель рассказал ему своё видение. Тогда царь повелел привести воевод из темницы, говоря, что они волхованиями навели на него и правителя такие сны. Воеводы отвечали царю, что они не готовили никакого заговора против него и усердно служили ему. Тогда царь раскаялся и освободил воевод. Он вручил им золотое евангелие, золотое кадило, украшенное каменьями и два светильника и повелел это отдать в церковь Мир. Вернувшись в Миры, воеводы воздали благодарение Святителю за его чудесную помощь. Документально известно, что воеводы Непотиан и Урс стали кон­су­лами в 336 и 338 соответственно.

В деянии святого Николая, называемом «Деяние о стратилатах», описывается спасение им трёх граждан города Миры, несправедливо приговорённых к казни, а затем трёх константинопольских военачальников или стратилатов (воевод). Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Смерть Николая Чудотворца: святые и городские люди присутствуют на похоронах. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Святой Николай, спасающий жизнь трех генералов. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Верхнюю часть церкви изначально обрамлял купол, но со временем его заменили сводом. Мозаика на полу датируется приблизительно XI–XII веками.

Неa и хор церкви. Пол украшен мозаикой из мрамора «opus sectile».Opus sectile - это искусство, популярное в древнем римском и средневековом мире, где материалы были вырезаны и инкрустированы в стены и полы, чтобы создать картину или рисунок. Обычными материалами были мрамор, перламутр и стекло. Материалы разрезали на тонкие кусочки, полировали, а затем подрезали в соответствии с выбранным рисунком. В отличие от тесселлированных мозаичных приемов, где размещение очень маленьких равномерно размерных фигур образует картину, опус сектильные куски намного больше и могут быть сформированы для определения больших частей конструкции. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Алтарь. На православном христианском Востоке алтарём называют возвышенную восточную часть христианского храма, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтаря находится престол в виде квадратного стола (его видно на фотографии), на котором обычно находится антиминс (мощи святого), завёрнутый в илитон (ткань), богослужебное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница (священный сосуд с вином и хлебом), дароносица (переносной священный сосуд для причастия вне храма) и святое Миро (масло для помазания) в крестильном ящике. Столбы предназначены для baldicchino («шёлковая ткань из Багдада» — нарядный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарём; первоначально матерчатый, позднее также из камня, дерева, металла). Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Галерея служила местом для клириков, синтронов (множество ступенчатых мест), в более поздних церквях (VII век и далее) они стали хором. Епископ сидел наверху в центре и проповедовал оттуда. Начиная примерно с 400 г. н. э. Иоанн Златоуст в Константинополе стал проповедовать с середины церкви и этот способ распространился по всей империи. Обратите внимание на предел под галереей. По одной версии он служил для того, чтобы священники могли общаться между собой (там хорошо слышен даже шепот). Другие гиды вам скажут, что священник входил с одной стороны, а выходил с другой, символизируя тем самым очищение от грехов. В православных церквях хоры имеют гораздо более широкий набор функций, на них могут располагаться как клирос, так и приделы, подсобные помещения и т. п. Говорят, что если по этому коридору пройти три раза, то все грехи будут отпущены. В настоящее время алтарь и туннель, соответственно, закрыты для прохода посетителей. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Алтарь и синтрон. Синтрон (греч. — сопрестолие) — дугообразная скамья для духовенства, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря и идущая вдоль стены главной апсиды храма. В некоторых случаях в центре синтрона размещался епископский трон (кафедра) — Горний престол. Сегодня в центре алтарной апсиды православного храма размещается Горнее место. Иногда синтрон отделялся от стены алтаря узким проходом. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Напольная мозаика. Цифра 8 символизировала вечность и поэтому использовалась христианами, как символ вечной жизни. Этот же графический символ используют мусульмане. Он называется Руб аль-хизб (араб. ربع الحزب‎‎)— изображается в виде двух наложенных квадратов, образуя восьмиконечную звезду. Руб используются в Коране, их также можно встретить в ряду эмблем и флагов. Звезда с 8 вмятинами (но без круга внутри) является в Индии символом Ашта Лакшми.  Ла́кшми (санскр. लक्ष्मी, lakṣmī IAST — «счастье») — индуистская богиня благополучия, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она воплощение грации, красоты и обаяния. Вайшнавы считают, что поклонение Лакшми защитит их от мирских несчастий и бедности. Лакшми является супругой Вишну и олицетворяет его энергию. Она обещала своему супругу, что где бы он ни был в трех мирах, она всегда будет рядом с ним. Восемь форм Лакшми: богиня-мать, богатство, пища, власть и сила, дети, храбрость и сила, победа, мудрость и знание. Наконец, цифра 8 очень старинный восточный символ hindouists (Веды), использованный у средневековых христиан и мусульман. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Очень необычно для христианского храма увидеть на стенах карточные масти. Как объяснил гид, это известная христианская символика, которая позже стала использоваться в картах: черви символизирует сердце Христа, бубны — его рану, пики – копье, которым нанесли рану, а трефы символизируют распятие. Вот почему играть в карты в христианстве считается большим грехом: тем самым мы глумимся над историей распятия Христа.

Фрески над одной из гробниц в церкви. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

XXI век

В наши дни церковь в Демре (Турция) функционирует как музей, посетить ее могут все желающие ежедневно и круглый год. По согласованию с местными властями и в День почитания Святого Николая — 6 декабря здесь проводятся службы приезжающим архиепископом константинопольским. Над зданием возведен защитный купол, оберегающий церковь от разрушения.

Если вы включите экскурсию к Церкви Св. Николая в свою поездку в Турцию возьмите с собой иконку Николая Чудотворца и молитвенник. В прикрепленном файле: величание, тропарь, глас 4-й, кондак, глас 3-й и краткая молитва о помощи и заступлении. Мы распечатали тексты и читали у алтаря в главном пределе и у застекленного саркофага. Икону следует приложить к саркофагу (к стеклу) ликом Святителя Николая к себе.

ТРОПАРЬ И ВЕЛИЧАНИЕ СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ скачать.

Кроме того, рекомендую женщинам одеть в храм длинную юбку и покрыть голову платком. У алтаря можете зажечь церковную свечу. Говорят, что этого делать нельзя. Но мы не видели, чтобы паломникам со свечами кто-нибудь делал замечание. А вот о записках, просунутых под стекло саркофага, гиды отзываются с негодованием.

Часы работы в летнее время (15 апреля / 2 октября): 8.00 – 19.00

Часы работы в зимнее время (3 октября / 14 апреля): 08:00 – 17.00

Стоимость: 20 TL ($4,4 по курсу 05.06.2018)

В Турции охотно принимают американские доллары, но не в этом случае. Если у вас не будет турецких лир, вас проводят в рядом стоящий магазин и без проблем поменяют. Посещение Центра Св. Николая нам на двоих обошлось в $10.

Павильон для входа на территорию музея: касса и турникеты. Фото: Василий Никитский. 2017 г.

К слову сказать, икону любого размера и другие религиозные атрибуты можно купить в одном из многочисленных «Иконных центров» рядом с церковью на центральной площади Демре — площади Св. Николая. По другую сторону площади находится муниципалитет.

В конце 2017 года турецкие власти заявили, что нашли гробницу под церковью святого Николая в Демре (Мира), Анталии, где он жил и умер. Они надеются, что она является его настоящей могилой и останки в Бари не принадлежат святому. Должностные официальные лица не скрывают свою надежду на то, что святой Николай может повысить туризм.

Фреска с изображением Николая Мирликийского у действующего входа в церковь. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Памятник Святого Николая в музее

Церковь Святого Николая в Демре

Памятник Св. Николая, 1981 г. Фото: C. Майерс. 2008 г.

С 1981 года на территории церкви-музея  было поставлено четыре памятника. Первая общественная статуя Святителя Николая — это гениальный Отец-Рождество — Баба Ноэль Килизе по-турецки, который до настоящего времени (2018) стоит в саду церкви Св. Николая. Большая бронзовая доброжелательная фигура в одежде с капюшоном несет на плече подарочный пакет в окружении трех детей. Почти двадцать лет, с 1981 по 2000 год, этот образ был единственным в Демре.

Церковь Святого Николая в Демре

Памятник Св. Николая, 2000 г. Фото: C. Майерс. 2008 г.

В декабре 2000 года русский скульптор Григорий Потоцкий и мэр Москвы Юрий Лужков предоставили Демре поразительную бронзовую скульптуру православного Николая Чудотворца. Эта фигура, одетая в облачения православного епископа, стояла на земном шаре мира. Сам земной шар был на высоком подиуме на городской площади, прямо напротив церкви святого Николая. В настоящее время (2018) скульптура стоит у входа в церковь. Автобусы — до восьмидесяти в день в летнее время — привозят русских туристов и паломников. Люди преклоняют колени и молятся у основания статуи.

Памятник Св. Николая, 2005 г. Фото: C. Майерс. 2008 г.

Новый образ появился в феврале 2005 года, когда городской совет Демре удалил бронзового христианского святого, заменив его яркой скульптурой Санта Клауса. Официальные лица Demre объяснили замену тем, что Санта повсеместно признан и популярен — он принадлежит всему миру.

Это решение было спорным. Международные протесты прибыли из России, Европейского Союза, Нидерландов и Соединенных Штатов. Несмотря на давление со стороны МИД Турции Санта оставался до декабря 2008 года.

Самый последний образ, новый «Турецкий Санта», был представлен Рождественским днем ​​2008 года. Скульптор Некдет Может назвал статую «подлинным Санта Ликии»: «Я был осторожен, создавая черты лица, и пытался сделать его похожим на турка. Скульптура, по заказу Министерства культуры Турции была сделана из стекловолокна. Другой скульптор Фрай Оккан прокомментировал, что статуя непохожа на Святителя Николая, который жил в IV веке: турки не проживали в Анталии до XI века.

Памятник Св. Николая, 2008 г. Фото: C. Майерс. 2008 г.

Турецкая статуя «Санта-Клауса» 2008 года была удалена во время строительных работ на площади перед церковью. По завершении работ ее не вернули на место. Бывший министр культуры Турции Эртугрул Гюнай говорил, что местоположение статуи неизвестно. Тем не менее мэр города Демре Süley Topςu сказал: «Статуя не исчезла. Мы найдем для нее хорошее место, а затем переместим ее туда. Сейчас она находится на складе муниципалитета».

Желая сохранить хорошие отношения с Россией, на территории церкви-музея находятся два памятника (2018 год): в саду слева от входа в церковь — бронзовая скульптура в окружении детей от 1981 года, у входа в церковь — бронзовая скульптура от 2000 года в облачении священника.

Бронзовый памятник 2000 года в настоящее время находится у входа в церковь-музей. Автор: русский скульптор Григорий Потоцкий.

Бронзовая скульптура Св. Николая в церкви-музее (Демре, Турция). Вид сверху с лицевой стороны. Фото: Василий Никитский. 2017 г.

Церковь и памятник Св. Николая находятся под навесом, защищающим их от разрушения. Работы по защите христианской святыни произведены за счет Русской православной церкви и при участии патриарха Алексия II. Левая стопа святого ярко блестит на солнце от прикасания к ней огромного количества туристов. Не удержалась от этой традиции и я.

Первый памятник святому Николаю в саду церкви-музея современного города Демре выглядит иначе, чем в древней Мире, где он служил епископом и прожил большую часть своей жизни. Здесь он представлен в образе «Баба Ноэль Килизе» (тур.) — Отец Рождества.

Памятник Св. Николая, 1981 г. находится на территории Центра. Здесь же можно попить вкусный турецкий кофе, стакан свежевыжатого апельсинового сока или бокал пива. В магазинчике слева я приобрела магнит с иконой Николая Чудотворца за $2. Фото: Василий Никитский. 2017 г.

Площадь перед Центром Св. Николая в период с 1981 по 2008 год. В настоящее время место пустует. По другую сторону площади напротив музея находится муниципалитет района Демре (Турция).

Экскурсоводы говорят, что многие туристы приезжают на экскурсию, чтобы найти исторического и религиозного христианского святого. Другие хотят понять культурные и исторические корни популярного американского Санта-Клауса.

Реставрация церкви, и особенно настенная живопись, была выполнена при поддержке администрации Анталии (2002), Константинопольского Патриархата (2001), Всемирного фонда памятников Samuel H. Kress Foundation (2000), и совсем недавно фондов Aristotle S. Onassis and Vehbi Koç Foundation (2003–2006). Храм был включен в список Всемирного наследия в 1982 году. Работа по инвентаризации росписей и архитектурных деталей осуществляется путем консервации исторического здания и архитектуры под руководством архитектора Cengiz Kabaonlu. Консервация и реставрация осуществляется под руководством T. Ridvan Isler. Историк Nilay Karakaya из университета Erciyes анализирует и интерпретирует настенные восстановленные фрески. Профессор Yildiz Otüken университета Hacettepe в Анкаре, директор раскопок публикует отчеты.

Житие Святого Николая

Никола́й Чудотво́рецНиколай Уго́дникНиколай Мирлики́йскийСвяти́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей.

Согласно житию, святитель Николай родился в III веке около 270 года в греческой колонии Патара в малоазийской римской провинции Ликия. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан и получил начальное образование.  Когда его родители умерли, святитель Николай отдал унаследованное состояние нуждающимся.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания; днём он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца (клирика), а затем возвёл Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. По другой версии, благодаря чудесному знамению, решением собора ликийских епископов мирянин Николай сразу стал епископом Миры в 300 г. в возрасте 55 лет. В IV веке такое назначение было возможным.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей. К нему часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. Некоторые источники сообщают, что отец Николая был мореплавателем и судовладельцем – это одно из объяснений, почему его считают покровителем моряков. Ещё при жизни своей епископ Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. Почитается как заступник практически всех слоев населения, особенно детей и сирот.

Архиепископ Николай умер в 343 году, 2 года не дожив до 100 лет. Святителя похоронили в церкви, где он почти полвека был главным христианским пастырем всей Ликии. Сразу после смерти в 345 году тело святитого начало мироточить и стало объектом паломничества. Тогда он был причислен к лику святых, и до сих пор его целебные мощи почитаются верующими.

Рассказать вам о том, что произошло в первой половине IV века может каждый житель Демре: Николай получил имя Чудотворец за способность исцелять людей, даже находящихся на грани смерти, а еще защищать от буйства стихии.

Вот лишь несколько известных историй.

Первое чудо. Однажды, во время шторма епископ Николай вернул к жизни моряка, сорвавшегося с мачты. Своей глубокой верой и силой молитвы святой оживил несчастного, хотя, упав с такой высоты, тот должен был разбиться насмерть.

Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Очевидцы были потрясены, а слава Николая Чудотворца стала быстро распространяться в окрестных землях и по всем христианским странам. Святитель Миры Ликийской стал проводником Божественной помощи для моряков и всех, кто терпит бедствие по вине неистовых вод морских.

Второе чудо также связано с водной стихией: Николай совершал паломничество в Святую Землю, и корабль, на котором он плыл, застигла в открытом море сильнейшая буря. Сила молитвы, вознесенной святым, сумела укротить стихию и спасти судно, после этого благополучно достигшее берега.

Византийские фрески, изображающие жизнь святого Николая и легенды о нем, в аркаде церкви в северо-восточном проходе, относятся к 12 веку. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Третье чудо связано с неожиданным богатством и замужеством. У состоятельного отца было 3 дочери-красавицы. Но однажды он полностью разорился и стал нищим. Денег не хватало даже на еду, не говоря о необходимом приданном, чтобы выдать своих дочерей замуж. По одной версии легенды отец в отчаянии решил продать невинность своих дочерей, чтобы хоть немного улучшить свое материальное положение. Другой вариант легенды гласит, что зимним вечером девушки вели беседы о замужестве. Одна из сестёр предложила выйти на невольничий рынок, и тем самым раздобыть деньги на приданое для сестры.

История о приданном вдохновила многих художников. Эта легенда легла в основу традиции дарить подарки на Рождество и класть их в чулки у символического камина. Три сестры — в верхнем левом углу фрески. В нижнем  углу слева — больной бедняк, которого спасает Св. Николай. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Святому Николаю стали известны эти преступные помыслы и он решил избавить семейство от материальной нищеты, чтобы они не погибли от нищеты духовной. Холодной рождественской ночью он тайно подбросил в окно дома мешок с золотыми монетами. С благодарностью принял несчастный отец такой подарок, после чего смог успешно выдать замуж свою старшую дочь. Вторая из сестёр ровно через год, день в день, тоже получила через открытое окно мешочек с золотом и благополучно вышла замуж. На третий год зима в Мирах выдалась суровой. Окно дома было закрыто. Св. Николай  забрался на крышу, и опустил мешочек с золотом в печную трубу. Тем временем младшая сестра выстирала чулки и сушила их над камином. Мешочек с золотом угодил в чулок. Когда узнали, что подарки дарил Николай Угодник его стали называть Рождественским отцом.

Дни памяти святого Николая Чудотворца

19 декабря (6-го по ст. ст.) — день памяти Святителя Николая Чудотворца, установленный в честь его кончины.

22 мая (9-го по ст.ст) — день перенесения мощей святого Николая в город Бари из Мир Ликийских (произошло в 1087 г.).

11 августа — день рождества Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

Святая Церковь Православная чествует память Святителя Николая не только 19 декабря и 22 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями. Дело в том, что в четверг Церковь прославляет апостолов, то есть тех, кто особо послужил распространению Света Христова по земле. Очевидно, что и Николай Чудотворец, наиболее ярко из всех преемников апостольского служения — святителей, своей жизнью земной и небесной проповедует Господа и христианскую веру.

Стоит обратить внимание, что в Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей — Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святого Николая.

Географическое расположение церкви Святого Николая

Церковь Святого Николая находится в центре Демре (ударение на последний слог; тур. Demre). Это тихий провинциальный городок с населением 15 000 человек находится примерно в 90 километрах от современного города Анталия, региональной столицы с населением более миллиона человек. Дорога из Анталии в Демре проходит вдоль впечатляющей береговой линии. На юг — сверкающее синее Средиземное море, с обрывистыми утесами и захватывающими изгибами гор, которые соединяют удаленные рыбацкие деревни и песчаные бухты. На севере, за сосновыми лесами, вдали можно увидеть вершины великолепных гор Торосского хребта. Общественный автобус, отправляющийся из города Анталии каждый час, занимает около трех с половиной часов. До 2005 года Демре носил название Кале (тур. Kale). Демре — один из 19 районов административного центра Антальи с населением 15 762  человек в 2009 году.

Церковь Святого Николая в Демре

Турецкая парламентско-президентская Республика. Девиз: «Yurtta Barış, Dünyada Barış («Мир в стране, мир во всём мире»)». Светское государство, расположенное в Юго-Западной Азии и частично (около 3% территории, 20% населения) — в Южной Европе (Восточная Фракия). Страну омывает на севере Черное море, на западе — Эгейское, на юге — Средиземное. Мраморное море является внутренним морем Турции.

Демре назввают «помидорным раем». Отдыхая здесь вы сможете убедиться в этом сами: свежие, сочные и ароматные помидоры разных сортов в неограниченном количестве всегда будут в вашем меню. На фото видно огромное количество теплиц. Фото: Dick Osseman. 2011—2012 гг.

Анталья (ударение на 2-ой слог; тур. Antalya) — курортный и портовый город на юге современной Турции на берегу Средиземного моря, административный центр провинции Анталья. Постоянное население города — чуть более 1 миллиона человек, при этом в летний период число фактически находящихся в городе людей может превышать 2 миллиона из-за активного туристического потока. Рекорд в 12.5 млн человек прошли через аэропорт Антальи в 2014 году. Анталья - один из 81 административных центров Турции, называемых илами (тур. il — «область») с населением 1 719 751 в 2009 году.

Церковь Святого Николая в Демре

Ми́ра (греч. Μύρα) — город в конфедерации древней Ликии, близ моря, на реке Андрак, у устья которой была гавань Андриаке. Согласно преданию в этой гавани пристал к берегу апостол Павел перед своим отправлением в Рим. Территориально город был расположен в 5 км от берега Средиземного моря рядом с современным небольшим городом Демре (провинция Анталья). По одной из версий, город получил название от слова «мирра» — смола, из которой делают благовония. По другой версии, название города («Маура») — этрусского происхождения и означает «место Матери-богини», лишь впоследствии вследствие фонетических изменений превратившееся в Миру. От древнего города сохранились развалины великолепного греко-римского театра и высеченные в скалах гробницы (о них вы узнаете из следующих статей и которые следует обязательно посетить, а пока можете совершить виртуальное путешествие по этим местам Ликийские гробницы). Уникальность и своеобразие гробниц можно объяснить тем, что у народов Ликии существовал обычай хоронить мёртвых на возвышенных местах, так как предполагалось, что это поможет им попасть на небо. Являясь одним из крупных городов Ликии, Мира, со времени Феодосия II, была её столицей. В III—II веках до н. э. она получила право чеканить монеты. Упадок наступил в VII веке, когда город подвергся разрушению в ходе набегов арабов, а также затоплению грязями реки Мирос.

Ликия (ударение на 1-ый слог; греч. Λυκία, лат. Lycia, ликийск. Trm̃mis) — в древности страна на юге Малой Азии, находилась на территории современных турецких провинций Анталья и Мугла. На протяжении первого тысячелетия до н. э. отличалась самобытной культурой: языком, письменностью, архитектурой. Была завоевана последовательно — персами, Александром Великим, римлянами и турками. Длительно сохраняла автономию, входя в состав античных империй. Ценным источником по истории Ликии является «Илиада» Гомера, где представители данной этнической группы выступают в качестве наиболее могущественного союзника, пришедшего на помощь осажденному Илиону. Поэма, интегрирующая в художественной картине Троянской войны большую сумму этнологических и культурно-исторических фактов, содержит целый комплекс интересных сведений, касающихся различных аспектов истории Ликии, в том числе и религиозных. [А. Н. Горожанова; «Аполлон Ликийский»; по данным «Илиады» Гомера]

Не спешите покидать страницу. Подумайте о вечном и помолитесь:

«Святитель Отче Николае, моли Бога о нас!»

Экскурсия в Церковь Святого Николая оставила неизгладимое впечатление. Мне захотелось еще раз все вспомнить и поделиться с читателями нашего сайта. С удовольствием перечитала различные источники: исторические справки, энциклопедические и научные статьи, отзывы туристов; пересмотрела множество фотографий. И хочу снова вернуться в это святое для каждого славянина место. В следующий раз планирую дополнительно посетить Патару, где родился Святитель Николай.

Хотите поехать со мной на экскурсию в Церковь Святого Николая в Демре (Турция)? Оставьте заявку и я перезвоню вам!

Посетите другие авторские акскурсии от местных русских в Анталье

Источники (веб-сайты):

А. В. Бугаевский. Правда о святителе Николае. Агиографическое расследование. Журнал о православной жизни "Нескучный сад"; Википедия; Энциклопедия "Всемирная история" w.histrf.ru; Блог Никитского nikitinskiy.com; Храм-часовня святого благоверного князя Александра Невского храмчасовня.рф; Posmotrim.by posmotrim.by; Путешествия Семиэстрель www.semiestrel.ru; Турция и вся Каппадония cappadociavisit.com; kuku.travel; путеводитель по миру yavashgid.ru; Святой николай Чудотворец svyatnikolaj.ru; Центр Святого Николая www.stnicholascenter.org; Сайт-галерея фотохудожника Дика Оссмана (смотрите еще больше фотографий) и другие.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(31 голос, в среднем: 5 из 5)